Десантная подготовка

Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки воздушно-десантных войск. Она включает в себя:

  • изучение материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;
  • изучение правил укладки парашютов для совершения прыжка;
  • изучение правил подготовки оружия и снаряжения к совершению прыжка с парашютом;
  • наземную отработку элементов прыжка с парашютом на снарядах воздушно-десантного комплекса;
  • организацию и проведение прыжков с парашютом;
  • подготовку к десантированию вооружения, военной техники и грузов и десантирование их.

Особое место в воздушно-десантной подготовке занимает практическое совершение прыжков с парашютом, являющиеся наиболее ответственным этапом обучения парашютиста-десантника.

Процесс обучения – это активная познавательная деятельность воинов по усвоению учебного материала. Процесс обучения в воздушно-десантных войсках является одной из форм ратного труда военнослужащих, важной составной частью их служебной деятельности. Его результаты находят свое выражение в определенной системе знаний, умений и навыков, которые приобретают обучаемые под руководством своих командиров и начальников.

Знания – продукт познавательной деятельности человека, отражение в его сознании (в форме представлений, понятий) предметов и явлений объективного мира, законов природы и общества. Умение – это практическое действие, выполняемое на основе усвоенных знаний. Навык есть практическое действие, отличающееся высокой степенью освоения («автоматизированностью»). Между навыками и умениями существует сложное взаимодействие: в одних случаях навык является усовершенствованным умением, в других – умение вырастает на основе навыков.

Достижение высоких результатов обучения во многом зависит от тех путей, по которым осуществляется движение от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Этими путями и способами являются методы обучения.

Методы обучения – то те пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование умений и навыков, выработка высоких морально-боевых качеств, обеспечивается боевое сколачивание подразделений и частей. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, именуемых приемами обучения. При этом одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Свое название тот или иной метод получает чаще всего по ведущему приему (таблица 1).

В зависимости от характера учебного материала эти методы могут выступать в той или иной наиболее отвечающей ему разновидности. Чем следует руководствоваться, выбирая тот или иной метод? Как известно, на любом занятии руководителем могут быть поставлены три главные дидактические или наиболее общие учебные цели: сообщить воинам новые знания и добиться их глубокого усвоения; выработать у обучаемых умения и навыки; закрепить знания и совершенствовать умения и навыки. Достижение первой цели требует преимущественно таких методов, как устное изложение, показ, беседа; второй – упражнения, сопровождаемого кратким объяснением; третьей – самостоятельного чтения учебников, технической литературы и других источников, самостоятельных тренировок.

Качественная подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом в кратчайшие сроки требует от командиров всех степеней решения ряда сложных проблем. Задача сводится к тому, чтобы при минимальных затратах учебного времени обеспечить глубокое усвоение необходимого объема знаний и высокий уровень отработки практических умений и навыков. Интенсификация процесса обучения личного состава тесно связана с освоением и развитием методов и средств обучения, всемерным повышением методической культуры офицеров и сержантов. Более того, вопрос о глубине знаний, качестве умений и навыков есть, в сущности, вопрос о методах обучения, то есть о способности руководителя занятия рационально преподносить учебный материал, организовать практическую работу обучаемых, контролировать их действия. Методическое мастерство руководителя занятия характеризуется умением найти тот прием и то средство, которые необходимы именно в данное время, на данном занятии, эффективно применить уже много раз использовавшийся метод с учетом конкретных условий обучения (состава обучаемых, места, средств наглядности, отведенного времени). Методическое мастерство выражается также и в том, чтобы обеспечить наиболее целесообразное для данного момента сочетание приемов и методов обучения.

Поэтому задача каждого офицера воздушно-десантных войск (и в первую очередь командира парашютно-десантного подразделения) – постоянно работать над методической подготовкой, развивать и совершенствовать свои навыки в организации и проведении всех видов занятий по воздушно-десантной подготовке.